Библиотечно-информационный центр школы |
Годовой план работы библиотеки МБОУ- СОШ № 19
Выдержки
из плана работы МУ «Центра развития образования»
В 2014-2015 учебном году деятельность ЦРО направлена на реализацию Программы развития «Сетевая модель как новая форма организации работы муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования».
Исходя из общегородской методической темы: «Создание современной модели методической службы, обеспечивающей совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров, повышение качества обучения и воспитания. Формирование единого методического пространства», определяются следующие задачи работы для школьных библиотек города:
1.Создание гибкой, открытой и развивающейся системы информационно-методической, организационно-методической поддержки педагогов образовательных учреждений города.
2.Развитие единой информационной и образовательной среды как важнейшего условия и одновременно средства формирования новой системы образования в контексте реализации Национальной инициативы «Наша новая школа».
3.Обеспечение эффективной поддержки системы мероприятий по созданию условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей в городе.
4.Содействие росту профессиональной компетентности современного педагога.
5.Оказание поддержки ОУ в освоении и введении в действие ФГОС.
6.Содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и целевых муниципальных программ образования, духовно-нравственного воспитания, молодежной политики.
Концепция и программа развития школы № 19 направлена на формирование физически и духовно здоровой личности школьника, обладающего гражданской позицией, правовым, экономическим и экологическим сознанием, навыками нравственного поведения, эстетическим вкусом, патриотизмом
Основные цели школы:
Количество учащихся___1003___, из них читатели___1003_________
Учителей____57__________, из них читатели__51_________
Других работников____17_____________
Родителей___________14_________
Общий объем фонда___30426 экз.________________________
Объем фонда учебной литературы__11303 экз._______________
Учебно-методические комплекты, используемые ОУ_ «Школа России»___________
Курсы регионального компонента, школьного компонента, спецкурсы, школьные кружки
Исходя из особенности организации учебной деятельности и программы развития школы, можно выявить следующие
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.
Задачи библиотеки:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
- Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
- Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
- Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.
Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ГУО, другими библиотеками, медиатеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации
I. Работа с педагогическим коллективом и администрацией ОУ по
второму этапу введения ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).
№п/п |
Содержание работы: |
Сроки исполнения |
ответственный |
1 |
Выставки новых поступлений периодической печати и профессиональной литературы по данной теме;
|
по мере поступления |
библиотекарь |
2 |
Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году., |
декабрь |
библиотекарь |
|
Обзоры новых поступлений периодической печати и профессиональной (методической) литературы, педагогических журналов |
январь
|
библиотекарь |
3 |
Выступления на педагогических советах школы и метод объединениях
|
март апрель май |
библиотекарь |
4 |
Информационно-библиографическое обслуживание педагогов. Составление планов чтения по заявкам учителей
|
По требованию |
библиотекарь |
5 |
Индивидуальное информирование (количество индивидуальных информаций, по каким темам и их количество). |
Ведется постоянно. |
библиотекарь |
6 |
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогам в поиске информации на электронных носителях. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет. |
По требованию МО и педагогов |
библиотекарь |
7 |
Участие в организации Дня учителя и Дня школьного библиотекаря |
|
библиотекарь |
II. Работа с родительской общественностью.
№п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
- Отчет перед родительской общественностью о новых учебниках, поступивших в библиотеку из управления образования и приобретенных на субвенции. |
декабрь
|
библиотекарь |
2 |
Организация выставки «Эти книги вы нам подарили». |
февраль |
библиотекарь |
3 |
Составление списка учебников, необходимых учащимся к началу учебного года для родительских комитетов |
Апрель-Май |
библиотекарь |
4 |
Выставки новых поступлений периодической печати и литературы для родителей. Обзоры новых поступлений периодической печати и литературы для родителей (по разным направлениям воспитания)
|
январь |
библиотекарь |
5 |
Выявление тематики интересов родителей в воспитании учащихся ОУ (анкетирование, тестирование « Измерение родительских установок и реакций (pary) (опросник Шефера), «Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (Детский Лагерь) |
Июнь-Июль |
библиотекарь |
III. Содержание и организация работы с читателями.
№ п/п |
Содержание работы |
сроки |
ответственный |
1 |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. |
Постоянно
|
библиотекарь |
2 |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. |
Постоянно |
библиотекарь |
3 |
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику.
|
Постоянно |
библиотекарь |
4 |
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. |
Постоянно |
библиотекарь |
5 |
Рекомендательные беседы при выдаче книг.
|
Постоянно |
библиотекарь |
6 |
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку.
|
По мере поступления
|
библиотекарь |
7 |
Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах школьных библиотек.
|
В течение года
|
библиотекарь |
8 |
Беседы о прочитанном.
|
Постоянно |
библиотекарь |
9 |
Изучение и анализ читательских формуляров. |
Ежемесячно |
библиотекарь |
10 |
Изучение читательских интересов.
|
Ежемесячно |
библиотекарь |
11 |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям). |
1 раз в четверть
|
библиотекарь |
12 |
- Проведение социологических опросов, анкетирование. (выявление читательских предпочтений, определение наиболее приемлемого для детей источника информации при подготовке выступлений, рефератов, докладов)
|
1 раз в четверть
|
библиотекарь |
13 |
- Работа с активом библиотеки (советом библиотеки). Укажите формы
|
Постоянно |
библиотекарь |
14 |
- Раскрытие творческого потенциала читателей. (оформление выставок работ учащихся (рисунков, стенгазет), проведение конкурсов, инсценировок)
|
По плану работы |
библиотекарь |
Декабрь |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Массовые мероприятия: |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма работы |
Категория читателей (возраст) |
Сроки исполнения |
Ответ ственный |
|
|
|||||||||||||||||
Развивающие и досуговые мероприятия |
1 |
«Литературная шкатулка» |
Выставка: (обзор юбилейных дат писателей и изданий) |
1-4кл |
В теч. месяца |
библиотекарь
|
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
2 |
«Священный Бой -поэзии строкой» (посвященный поэтом ВОВ) |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
7-9кл |
В теч. месяца |
библиотекарь
|
|
|
|||||||||||||||||
Развивающие и досуговые мероприятия |
3 |
Тематический день в библиотеке: «Подари другу любимый отрывок из книги» |
Выставка; Викторина |
1-6кл |
В теч. месяца |
библиотекарь
|
|
|
|||||||||||||||||
Книжно-иллюстративные выставки
|
4 |
Тематический день в библиотеке, «Какую книгу ты читаешь?» |
Выставка; Викторина |
1-6кл |
В теч. месяца |
библиотекарь
|
|
|
|||||||||||||||||
Январь |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Массовые мероприятия: |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма работы |
Категория читателей (возраст) |
Сроки исполнения |
Ответ ственный |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
1 |
«Минувших лет святая память!» (Писатели Кубани о войне) |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
1-11кл. |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
2 |
«Воевали наши деды» ко дню освобождения Армавира |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
5-6кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
3 |
Наша родина Россия |
Урок; Выставка; Презентация (Стихи о России) |
5-6кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Февраль |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Массовые мероприятия: |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма работы |
Категория читателей (возраст) |
Сроки исполнения |
Ответ ственный |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
1 |
Война, беда, мечта и юность (о писателях фронтовиках) |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
7-8кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
ЗОЖ |
2 |
«100 советов на здоровье» |
Выставка; Беседа |
8 кл. |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Эстетическое направление |
3 |
«Любимые герои книги» |
Конкурс рисунков |
2-5 кл. |
В теч. месяца. |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Мероприятия в помощь учебному процессу. |
4 |
«Народная культура Кубанских казаков» |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
6-8кл |
В теч. месяца. |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Март
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
Массовые мероприятия: |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма работы |
Категория читателей (возраст) |
Сроки исполнения |
Ответ ственный |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
1 |
«Города солдатской славы» |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
9кл. |
В теч. месяца. |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Развивающие и досуговые мероприятия |
2 |
«С 8 Марта Мама» |
Выставка поделок
|
1-6кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
3 |
Женщины-летчицы на войне 1941-1945 |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
5-6кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Духовно-нравственное направление |
4 |
«Что такое доброта?» |
Беседа - сказка |
1-3кл. |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Апрель |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Массовые мероприятия: |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма работы |
Категория читателей (возраст) |
Сроки исполнения |
Ответ ственный |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
1 |
Урок мужества |
Литературно музыкальная композиция о ВОВ |
5-7кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Патриотическое направление |
2 |
«Подвиг защитников Ленинграда» |
Урок: Видео; Презентация «О Ленинградской Блокаде» |
8кл |
В теч. месяца |
библиотекарь
|
|
|
|||||||||||||||||
Экологическое воспитание |
3 |
«Мы за зелёную планету» |
Выставка; Беседа |
5-6 кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Эстетическое направление |
4 |
«Что такое оригами?» |
Мастерская |
4 кл. |
В теч. мес. |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Май |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Массовые мероприятия: |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма работы |
Категория читателей (возраст) |
Сроки исполнения |
Ответ ственный |
|
|
|||||||||||||||||
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам |
1 |
«Победа деда - моя победа!» 9 мая |
Урок; Выставка; Презентация; Видео материал |
8кл |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
Уроки внеклассного чтения. |
2 |
«Рассказы А.Чехова; Ю.Сотникова; П. Бажов» |
Внеклассное чтение |
3-4кл. |
В теч. месяца |
библиотекарь |
|
|
|||||||||||||||||
IV. Формирование библиотечного фонда
Работа с фондом учебной литературы:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2014-2015 учебный год. |
Декабрь |
библиотекарь |
2 |
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам.
|
Май-июнь. |
библиотекарь |
3 |
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
|
июль |
библиотекарь |
|
а) Работа с библиографическими изданиями (прайс - листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования).
|
В течение года
|
библиотекарь |
|
б) Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2014 - 2015 учебный год. |
декабрь |
библиотекарь |
|
в) Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации.
|
декабрь |
библиотекарь |
|
г) Согласование и утверждение бланка-заказа на 2014/2015 год администрацией школы, его передача специалисту ЦРО.
|
декабрь |
библиотекарь |
|
д) Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году, но не заказанных по бланку заказов (внебюджет). |
декабрь
|
библиотекарь |
|
е) Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа.
|
В течение года |
библиотекарь |
|
ж) Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки. |
В течение года
|
библиотекарь |
4 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой Декабрь, Апрель учебников)
|
|
библиотекарь |
5 |
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ. |
Декабрь-январь
|
библиотекарь |
6 |
Изучение и анализ использования учебного фонда.
|
В течение года |
библиотекарь |
7 |
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы. |
В течение года
|
библиотекарь |
8 |
Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию. |
В течение года
|
библиотекарь |
9 |
Ведение тетради выдачи учебников. |
Май
|
библиотекарь |
10 |
Составить УМК на 2014/2015 учебный год.
|
Июнь
|
библиотекарь |
Работа с фондом художественной литературы:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
ответственный |
1 |
Изучение состава фонда и анализ его использования. |
Декабрь
|
библиотекарь |
2 |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. |
Постоянно в течение года
|
библиотекарь |
3 |
Учет библиотечного фонда .
|
По графику инвентаризации материального отдела |
библиотекарь |
4 |
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. |
По мере комплектования
|
библиотекарь |
5 |
Подведение итогов инвентаризации. Списание недостающих изданий, оформление акта замены-утери. Оформление акта о проверке библиотечного фонда в материальном отделе бухгалтерии. |
январь
|
библиотекарь |
6 |
Выдача документов пользователям библиотеки.
|
Постоянно |
библиотекарь |
Работа с фондом:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления
|
постоянно |
библиотекарь |
2 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
|
постоянно |
библиотекарь |
3 |
Проверка правильности расстановки фонда |
1 раз в год
|
библиотекарь |
4 |
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации
|
Постоянно в течение года
|
библиотекарь |
Работа по сохранности фонда:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности. |
Постоянно в течение года
|
библиотекарь |
2 |
Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке.
|
Постоянно в течение года |
библиотекарь |
3 |
Организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива.
|
1 раз в месяц
|
библиотекарь |
4 |
Составление списков должников 2 раза в учеб. году.
|
Декабрь |
библиотекарь |
5 |
Обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать санитарный день. |
Постоянно в течение года
|
библиотекарь |
6 |
Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. |
Постоянно в течение года
|
библиотекарь |
7 |
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу
|
февраль
|
библиотекарь |
8 |
Обеспечение работы читального зала
|
В течение года |
библиотекарь |
Комплектование фонда периодики
№п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
ответственный |
1 |
Комплектование фонда периодики в соответствии с образовательной программой школы. Оформление подписки на 1 полугодие 2014 года. Контроль доставки |
февраль |
библиотекарь |
2 |
Оформление подписки на 2 полугодие 2015 года. Контроль доставки
|
март
|
библиотекарь |
V. Информационно-библиографическая и справочная работа библиотеки:
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
ответственный |
1 |
Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки. Пополнение и редактирование алфавитного и систематического каталогов. |
В течение года |
библиотекарь |
2 |
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся. Ведение картотеки выполненных библиографических справок. Объём справок на год 12
|
в течение года |
библиотекарь |
3 |
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание педагогов |
В течение года |
библиотекарь |
4 |
Воспитание информационной культуры. Консультации у каталогов и картотек. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя.
|
постоянно |
библиотекарь |
5 |
- Составление рекомендательных списков литературы (читаем летом, к 9 мая, к дню Матери, к дню космонавтики)
|
Февраль-март |
библиотекарь |
6 |
Планы чтения для учащихся (в гостях у сказки, братья наши меньшие, проза и поэзия о ВОВ, люди, которые изменили ход истории, кубань- моя родина, просто фантастика, преданья старины далекой…)
|
В течение года |
библиотекарь |
7 |
Подборки литературы к юбилейным датам и праздникам (к дню учителя, к 23 февраля, к 8 марта, к последнему звонку, к дням воинской славы России)
|
Март-апрель |
библиотекарь |
|
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Библиотечно-библиографические уроки (Названия. Раскрыть темы. Указать возраст) |
Знакомство с библиотекой., 1 кл. |
Правила пользования библиотекой., 2 кл. |
Периодика для детей.3кл. |
Выбор книг в библиотеке.4 кл |
Удивительный мир энциклопедий и справочников, 5 кл. |
История книги, древние библиотеки, 6 кл. |
Как стать хорошим читателем, 7 кл. |
Систематический каталог. Библиографические указатели., 8 кл. |
Справочно-библиографический аппарат. Самостоятельная работа с книгой. |
VI. Взаимодействие библиотеки с другими структурными подразделениями школы и другими внешними организациями. Реклама (пропаганда) библиотеки в ОУ и городе. Участие в общешкольных и общегородских мероприятиях. Работа со СМИ.
№ п\п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Продолжение сотрудничества с библиотекой им. Лунина согласно совместному плану работы |
по плану работы |
библиотекарь |
2 |
Сотрудничество с библиотекой им.Каспарова |
по плану работы |
библиотекарь |
3 |
Приглашение на мероприятия известных людей города |
по плану работы |
библиотекарь |
VIII. Повышение квалификации работников библиотеки.
№ п\п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Посещение семинаров, открытых мероприятий, МО библиотекарей |
по плану методиста |
библиотекарь |
2 |
Работа по самообразованию ( изучение новинок литературы, профессиональных журналов и т.д.) |
постоянно |
библиотекарь |
3 |
Консультации наставника |
регулярно |
библиотекарь |
IХ. Организационно-хозяйственные работы.
№ п\п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Проведение санитарных дней |
1 раз в месяц |
библиотекарь |
2 |
Создание комфортной библиотечной среды |
постоянно |
библиотекарь |
«Утверждаю»