PostHeaderIcon Месячник школьного библиотекаря 2011 год

Библиотечно-информационный центр школы

Мероприятие с 11 «А» классом


«Имидж школьной библиотеки»

(В рамках месячника школьных библиотек, 25.10.2011 г.)

Имидж школьной библиотеки.

(мероприятие для учащихся 10 – 11 классов)

Библиотекарь МБОУ -  СОШ № 19  БУТ С.А.

«Нельзя быть увядающей фиалкой и работать в библиотеке. Вы должны иметь харизму, выйти на свет Божий и заявить о себе».

Реймонд Сантьяго, директор библиотечной системы г. Майами, США

Задачи:

  • привлечь внимание к проблемам чтения в России и проблемам школьной библиотеки;
  • познакомить со значением слова «имидж»;
  • научить работать в группе;
  • научить привлекать жизненный опыт при высказывании суждений;
  • научить анализировать и делать выводы.

Оборудование: листы с заданиями, контрольные листы, фломастеры, заготовки для написания названий команд.

Презентация «РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА МОЛОДЕЖИ в Москве»

ХОД мероприятия.

По последним данным, читающих россиян всего 23%,вдвое меньше, чем книголюбов развитых стран. И всего 6% родителей читают книги своим детям. Пора бить тревогу? Чего стоит книга профессора американского университета Эмори Марка Бауэрлейна под провокационным названием «Самое тупое поколение»! В Европе с чтением тоже не все ладно.

Переизбыток информации в цифровую эпоху – причина острого дефицита интеллекта. Интернет уничтожает наше желание и даже способность читать что-либо большее, чем записи в блогах и мгновенные сообщения. Интернет не дает сконцентрироваться на тексте из-за гиперссылок – в итоге из читателей мы превращаемся в «ЛИСТАТЕЛЕЙ».

А вы знаете, где живут самые умные школьники в мире? Оказывается, в Финляндии. Уже два раза в 2006 и 2009 годах они становились победителями. Таковы результаты исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. За ними следуют дети из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао. Что касается россиян, то наши школьники показали результат ниже среднего в 2006 году 32 место из 41 страны-участницы по грамотности чтения, а в 2009 году 41 место из 45 стран. Проверялась способность использовать полученные знания на практике. Школьники отвечали на вопросы 85 письменных тестов, касающихся математики, естественных наук, грамотности чтения, также умения решать проблемы.

В тестах рассматривались ситуации, взятые из реальной жизни. И получилось, что финские дети к реальности готовы, а наши – нет. Успех финнов в образовании связан с тем, что школьникам приходиться очень много читать. Даже математические задачи – каждая занимает как минимум полстраницы в учебнике. Они читают много комиксов. Иностранные фильмы на финском ТВ идут с субтитрами, чтобы понять, что происходит на экране, дети вынуждены быстро и много читать. В школе они изучают минимум 4 языка.

Наши российские школьники  плохо отвечали на вопросы, поставленные по тексту, были не способны его пересказать, с трудом объясняли значения слов. Россия уже давно потеряла статус самой читающей страны в мире.

Много проблем и в школьной библиотеке. Прежде всего необходимо ежегодно пополнять фонд новой художественной литературой, справочниками, энциклопедиями, приобретать электронные книги и т.д.

Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием – задача не из легких. Ресурсы, услуги, качество – это своеобразный вектор развития библиотеки. Внешний вид библиотеки тоже неотъемлемая часть положительного имиджа.

 

Библиотекарь читает стихотворение, раскрывающее тему занятия.

Век XXI на дворе –
Слово «имидж» ищем в словаре.
Слово непривычное, явно заграничное!
«Имидж», «Имидж» – чудеса –
раздаются голоса.
Русский наш родной язык,
К пополнению привык –
Гостю дал  рекомендацию: образ, облик, репутация.
Говорят, библиотека
формирует человека.
Значит, имидж нужен ей,
Познакомимся  скорей!

– Тема нашего занятия «Имидж школьной библиотеки». Посмотрите на стихотворение и постарайтесь объяснить, что означает слово «имидж».

Выслушиваются варианты ответов. Библиотекарь дает научное определение:

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение понятия «имидж»….

– Наша с вами задача – составить имидж школьной библиотеки. Чтобы учесть все мнения и чтобы имидж получился полным, мы с вами разделились на 4 группы. Я предлагаю каждой команде придумать название и выбрать капитана команды. Название напишите вот на таких заготовках.
Команды назвали себя, выбрали капитанов, теперь приступаем к работе.

Ребята! На столах у вас лежат листы заданий, они пронумерованы в том порядке, в котором мы с ними будем работать. Кроме этого есть контрольный лист, куда мы будем записывать результаты нашей работы. Итак, начинаем.

Задание  1

– Проранжируйте по степени важности следующие понятия, связанные с библиотекой: библиотека, библиотекарь, читатель. Кто или что самое важное на ваш взгляд?
Проставьте рядом с существительным нужный номер: 1, 2, 3.

БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКАРЬ
ЧИТАТЕЛЬ

– Объясните, почему вы отдали предпочтение тому или иному понятию? (Выслушивает мнения). Спасибо. Хорошо.

Задание  2

– Составьте ассоциативный ряд к слову «библиотека».

1. Возьмите за образец ассоциативный ряд к слову «школа»

Учитель       Ученик              Дневник            Оценка

Школа

Знания          Скука                   Радость          Все надоело….

2. В полученном ассоциативном ряду выделите ключевое слово и впишите его   в  контрольный лист.

Задание  3

– Ни одна библиотека не обходится без библиотекаря. В листах заданий подчеркните слова и выражения, наиболее полно характеризующие идеального библиотекаря:

яркий макияж, сильно надушена, маникюр, тапочки,  гладкая прическа, узкий кругозор, неполное среднее образование,  высшее образование, добрая, грубая, невнимательная, растрепанные волосы,  громоздкая прическа,  внимательная, умеющая слушать,  приветливая, мало читающая,  много читающая, коммуникабельная  (общительная), аккуратная, без украшений, с украшениями (без излишеств), элегантная, владеющая навыками работы на компьютере.

– Определите для себя  слово, которое в наибольшей степени характеризует идеального библиотекаря, выпишите его  в контрольный лист.

Задание  4

– Приступаем к выполнению 4 задания.
Ни одна библиотека не обходится без книг.
Представьте себе, что книгам угрожает всемирный потоп. Вы строите ковчег и берете с собой 3 самых любимых или необходимых книги.
Впишите названия этих книг в контрольный лист.

Просмотр презентации «Российская библиотека молодежи» и обсуждение.

 

Задание  5

– Чтобы имидж библиотеки был полным, давайте напишем небольшие стихотворения в форме синквейна. У вас в инструкции есть объяснение, что такое синквейн. Прочитайте внимательно инструкцию, что непонятно, можете спросить. Приступаем к выполнению задания.

1. Что такое «синквейн»?  Это японское пятистишье. Прочитайте пример  синквейна со словом «школа»:

Школа – (существительное)
Любимая, красивая, всезнающая – (3 прилагательных)
Учит, развлекает, помогает – (3 глагола)
Всех детей привечает – (фраза из 3 слов)
Знания –  (синоним первого слова, существительного)

2. Придумайте синквейн с каждым из нижеприведенных  слов: библиотека, читатель, книга, библиотекарь.

Каждая группа получает свое слово.

3. Запишите полученный синквейн в контрольный лист.

Контрольный лист

Имидж школьной библиотеки

  1. Библиотека – это ______________________
  2. Идеальный библиотекарь – это ________________
  3. Три самых любимых книги: __________________
  4. Синквейн со словом «библиотека» или «библиотекарь», «читатель», «книга».

– Поместите на доску ваши контрольные листы. Вы видите, что мы объединили  все записи,  и у нас получился обобщенный имидж школьной библиотеки. Давайте прочитаем, что у нас вышло.
– Благодарю вас за работу.

 

План проведения