PostHeaderIcon Урок обществознания в 10 классе Грига И.Ю.

Методическая копилка

Урок обществознания в 10 классе

Разработала учитель обществознания  МБОУ-СОШ № 19 Грига Ирина Юрьевна

Тема. Человек.

Тип урока: обобщение и повторение.

По учебнику «Обществознание». 10 класс. /Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой.

 

Цели урока:

Образовательная: конкретизировать, расширить, систематизировать знания учащихся по изученной теме в рамках подготовки к  ЕГЭ;

Развивающая: углубить представления учащихся о ключевых понятиях темы: деятельность, личность, свобода, духовность, природа человека; совершенствовать умения работать с текстом, анализировать и сравнивать разные точки зрения, формулировать свою собственную.

Воспитательная: сформировать у учащихся чувство осознания своей роли на Земле.

Задачи:

- развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

- продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров жизни, являющихся основой социализации, воспитания в духе патриотизма и гражданственности.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

 

Форма урока: беседа, работа в группах и индивидуально (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий), тестирование.

Оборудование: схема, учебный материал, тесты

Ход урока.

Учитель: Мы завершили изучение темы «Человек», но, конечно, на все вопросы, связанные с проблемой Человека, ответить не смогли. Ведь вопрос о природе, сущности Человека относится к числу вечных, у него на протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии.

Мы с вами попытаемся систематизировать полученные знания, поделиться своими взглядами на некоторые проблемы темы и выработать навыки работы по данной теме в рамках подготовки к ЕГЭ.

Работа будет проводиться в два этапа:

Групповая и индивидуальная работа.

Тестирование по основным вопросам темы (20 мин.)

Давайте вспомним, какие подтемы мы рассмотрели, знакомясь с содержанием темы «Человек»?            (ученики вспоминают ранее изученный материал.)

Учитель: Перед вами схема, которая раскрывает основные вопросы изученной темы. Она содержит в себе 5 блоков вопросов и заданий: духовность; природа;

Человека; деятельность; познание ; личность.

 

1. Задание: Необходимым условием успешной сдачи ЕГЭ является знание терминов. Давайте повторим термины по теме Человек. Перед вами лежат карточки с терминами. Вам необходимо дать определение термину и отнести к одной из подтем. (по одному учащиеся выбирают карточки с терминами, дают определение и записывают на доске, к какой подтеме можно отнести данное определение. Вырабатываем навыки работы с заданиями В1, В2, С8.)

АНТРОПОГЕНЕЗ - научное исследование происхождения человека

ПОТРЕБНОСТЬ – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – жизненные планы человека.

МОРАЛЬ  - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

СОВЕСТЬ - способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

МИРРОВОЗРЕНИЕ – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей, идеалов личности, социальной группы, общества.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Ей характерны: сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер.

СОЗНАНИЕ – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

ПОЗНАНИЕ – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

ИСТИНА – соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее возможность познания.

ГНОСЕОЛОГИЗМ - философское учение, которое не отвергая сложности познания, доказывают несостоятельность агностицизма.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ - философское учение, согласно которому, существующие теории и гипотезы являются лишь соглашением между учеными.

ЛИЧНОСТЬ – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы.

НРАВЫ – такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек; своего рода социально предписанные стереотипы поведения.

ОБЫЧАЙ – неуклонное следование предписаниям, воспринятым из прошлого.

САМОСОЗНАНИЕ – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижение намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

2. Задание: Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. (Отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).

Биологическое в человеке

Наличие кровеносной системы.

Инстинкт самосохранения.

Обмен веществ между организмом и природой.

Пищевой инстинкт.

Строение клеточной и мышечной системы.

Социальное в человеке

Способность создавать орудия труда.

Способность к абстрактному мышлению.

Умение говорить.

Субъект познания и изменения мира.

Творческая деятельность.

Наличие кровеносной системы.

Инстинкт самосохранения.

Способность создавать орудия труда.

Обмен веществ между организмом и природой.

Способность к абстрактному мышлению.

Умение говорить.

Субъект познания и изменения мира.

Пищевой инстинкт.

Строение клеточной и мышечной системы.

Творческая деятельность.

3. Задание: Заполните таблицу:

«Структура….» (отрабатываются задания В 1)

- мотив-цель-методы и средства-процесс-результат (деятельности)

- знания-убеждения-идеалы-принципы-идеи-духовные ценности(мировоззрения)

- социальный статус- социальная роль- направленность ( личности)

2.

познание

чувственное

рациональное

Ощущение

Представление

восприятие

Понятие

Суждение

умозаключение

4.Задание: Работа с высказыванием (отработка навыков написания эссе). Как вы относитесь к следующему суждению? Ответ аргументируйте. “Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию “Личность”, но еще вовсе не сам шедевр.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос обращаемся к заданиям из части “А” ЕГЭ: Какое высказывание верно?

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью:

верно только А

верны оба суждения

верно только Б

оба суждения неверны

5. Задание:  (работают в паре с соседом по парте) Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?

А) “Мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”;

Б) “единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти”;

В) “некая целостность способностей”;

Г) “это то, что все мы знаем”;

Д) “это то, что он хочет, умноженное на то, что он может”;

Е) “это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть”.

6. Задание:  (работают в паре с соседом по парте) Работа с текстом.

Активность человека обусловлена (потребностью) т.е. состояниями (индивида), возникающими, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Они лежат в основе возникновения интересов и (склонностей) человека, которые выражают направленность на определенный (предмет) и на определенную (деятельность). Это позволяет отразить ориентиры (личности), которые во многом обуславливают ее жизненный путь.

7. Задание:

Тест

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т.е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками. Как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства…

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуменного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом…

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни человека…

Таким образом, неповторимо толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличают людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типичные черты…

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеющее с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистических отношениях каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого»

С.Г.Спасибенко. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека// Социально-гуманитарные знания. 2001 № 3. С 98-101

С 1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

С 2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинного гуманного гармоничного общества.

С 3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

С 4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

 

Подведение итогов.

Учитель: Итак,  дать исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое человек?» мы так и не смогли. Возможно, эта задача будет решена в будущем. А дома вы напишите эссе на оду из предложенных тем:

« Истина – дочь времени» (Цицерон)

«Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности»

( Ф. Ларушкофо)

«Личность не рождаются, личностью становятся» (А.Н.Леонтьев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНТРОПОГЕНЕЗ

ПОТРЕБНОСТИ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

МОРАЛЬ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

СОВЕСТЬ

МИРРОВОЗРЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ

ИСТИНА

АГНОСТИЦИЗМ

ГНОСЕОЛОГИЗМ

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

ЛИЧНОСТЬ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

НРАВЫ

ОБЫЧАЙ

САМОСОЗНАНИЕ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т.е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками. Как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства…

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуменного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом…

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни человека…

Таким образом, неповторимо толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличают людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типичные черты…

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеющее с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистических отношениях каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого»

С.Г.Спасибенко. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека// Социально-гуманитарные знания. 2001 № 3. С 98-101

С 1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

С 2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинного гуманного гармоничного общества.

С 3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

С 4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т.е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками. Как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства…

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуменного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом…

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни человека…

Таким образом, неповторимо толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличают людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типичные черты…

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеющее с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистических отношениях каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого»

С.Г.Спасибенко. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека// Социально-гуманитарные знания. 2001 № 3. С 98-101

С 1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

С 2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинного гуманного гармоничного общества.

С 3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

С 4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

 

 

Презентация к уроку