PostHeaderIcon Урок кубановедения в 10 классе, посвященный творчеству Виктора Гавриловича Захарченко

Методическая копилка

Урок кубановедения в 10 классе, посвященный творчеству Виктора Гавриловича Захарченко:


"Я буду счастлив, если мои песни будут жить в народе"

Цели и задачи:

- привитие любви к малой Родине ;

- мотивация познавательной деятельности учащихся;

- воспитание чувства гражданственности, патриотизма;

- активация интереса  к предмету «Кубановедение»;

-  развитие логического мышления, памяти,  и речи учащихся;

Оборудование:

Символы Краснодарского края: герб, гимн, флаг.

Музыкальное сопровождение:  гимн Краснодарского края и песни в исполнении Кубанского казачьего хора.

Фотографии: из архива В.Захарченко, мультимедийное сопровождение.

 

Ход урока:

Иногда я с белой завистью думаю: как хорошо быть скрипачом, виолончелистом или пианистом. Им не нужно своими руками делать себе музыкальные инструменты. Совсем другое дело — хоровые дирижеры. Им необходимо  очень редкое умение и особый талант: самому себе создать из многих неповторимых личностей самый сложный и тонкий в мире музыкальный инструмент — большую, живую, соборную человеческую Скрипку, именуемую Хором. (В.Г.Захарченко)

Слова учителя: Наш урок сегодня посвящен  творчеству руководителя кубанского казачьего хора Виктору Гавриловичу Захарченко.  И сегодня мы проводим необычный урок,  а урок  –  журналистское - расследование, в ходе которого мы попытаемся ответить на вопрос: «Кто вы, доктор Захарченко?» и итогом нашего урока будет написание статьи в школьную газету.

Итак, вопрос на засыпку. Думаю, ответить на него  однозначно не в состоянии ни сам Виктор Гаврилович, ни любой из нас.  Но  подумаем   вместе.

Кубань – земля такая:

От хлеба золотая

Степная сторона.

Гостей она встречает,

И песни запевает,

И душу открывает

Прозрачную до дна.

Казачка огневая

Красива, молода,

Кубань, земля – такая:

Однажды приласкаешь-

Полюбишь навсегда!

Гимном Краснодарского края стало стихотворение полкового священника Константина Образцова, положенное на народную музыку в обработке Виктора Захарченко и это уже о многом говорит. Давайте послушаем гимн нашего края.   (Звучит гимн)

 

Итак, кто же он, доктор Захарченко?  На официальном сайте Кубанского казачьего хора о Викторе Гавриловиче говорится следующие: (материал готовят учащиеся)

 

Место рождения: Родился в станице Дядьковской, Краснодарский край.

Дата рождения: 22 марта 1938

Образование: Краснодарское музыкально-педагогическое училище (1960), Новосибирская государственная консерватория им. Глинки, аспирантура в ГМПИ им. Гнесиных (1965). Доктор искусствоведения, профессор.

Карьера:
Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного Сибирского педагогического хора (1964–1974). С 1974 года – художественный руководитель Государственного Академического Кубанского казачьего хора.
Композитор, фольклорист, общественный деятель, ученый, исследователь народной песни.

 

Публикации: Автор более двухсот музыкальных произведений и более тысячи обработок народных песен. Опубликовал ряд работ по истории народной песни.

Семья: Жена – Вера Александровна Шиянова, дочери – Виктория (1961), Наталья (1972) и Вера (1983). Внуки – Виктор и Андрей.

 

Слова учителя: Но для написания статьи этой информации  явно недостаточно. Поэтому сейчас   мы совершим небольшое путешествие в станицу Дядьковскую, туда, где  прошло детство Виктора Гавриловича.

 

Учащиеся

СТАНИЦА ДЯДЬКОВСКАЯ

Дядьковская — название историческое. Жи­тели Запорожского Дядьковского куреня пересе­лялись в 1793—1794 годах на Кубань. По жребию им выпало селиться на берегу реки Малый Бейсуг. Буквально напротив, через греблю, выпало селиться жителям Кореновского куреня. Жители сообща выполняли земские повинности: содер­жание почтовых станций, ремонт дамб и дорог. В 1827 году эти курени были объединены в один Кореновский курень. Тогда же Малобейсугскому ку­реню, поселенному на той же речке, дали название Дядьковский.

В новом Дядьковском курене в 1818 году бы­ла построена Александро-Невская церковь. В 1828 году была освящена деревянная церковь Во Имя Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX ве­ка здание обветшало, и в 1893 году построили но­вое. В связи с постройкой новой Петропавловской церкви Александро-Невский храм упразднили. Од­нако в 1901 году церковь была вновь освящена, и служба в ней возобновлена. Приходскими священ­никами в 1915 году были Михаил Михайлович Кадацкий и Николай Добровольский.

В1842 году куренное селение Дядьковское бы­ло переименовано в станицу.

Станица Дядьковская посылала по жребию казаков для заселения новых станиц. В 1862 году 6 семейств уехало в станицу Верхнебаканскую, в 1863-м — 9 душ казаков, способных носить ору­жие, в станицу Габукаевскую (ныне ст. Рязанская), а в 1864 году — 49 семей в станицу Калужскую. К1900 году в станице находилось 2 маслобой­ных завода, 3 кузницы, 1 паровая, 3 ветряные и две водяные мельницы. По настоянию станичного ата­мана урядника Петрия жители станицы высадили в общественной роще 6540 деревьев.

К1917 году в станице Дядьковской в 1268 дво­рах проживали 8045 человек.

 

Слова учителя: Истоки многих наших поступков во взрослой жизни лежат в детстве. Поэтому группа учащихся получила задание, подготовить материал о детских годах Виктора Захарченко.

 

 

В маленьком домике под камышовой крышей и забором — «лиской» (камышовые снопы) про­шли детство и ранняя юность Захарченко. Старое казачье подворье отца, находившееся в конце ста­ницы, у кладбища, пришло в негодность, и в 30-е годы родители — Гавриил Иванович и Ната­лья Алексеевна — построили новый домик с садом и большим палисадником. Жили очень скромно, работали в колхозе. Отец еще и немного зараба­тывал сапожным ремеслом: шил «чувяки», сапо­ги, ремонтировал конскую упряжь. В голодовку умер старший сын Борис.

Двоюродная сестра Виктора Гавриловича — Анна Михайловна Патрикеева вспоминает о том, что в этой бедной даже по меркам 30-х годов се­мье царили дружба, уют, уважение к труду, любовь между родителями и детьми. Константин, Зоя и Виктор ходили на колхозную площадку, так тогда называли ясли-сад, а родители в колхозную бри­гаду. На фронт отца проводили осенью 1941 года. Вся станица собралась у здания сельсовета; жен­щины пришли с маленькими детьми. Солдат пог­рузили на машины, трое детей Гавриила Иванови­ча в этот день видели своего отца в последний раз: он погиб в 1942 году. Сохранились два его письма с фронта. Наталья Алексеевна воспитывала троих детей сама. Родственники вспоминают о том, поче­му она так и не вышла замуж: «Наташа так за Гав­рилой кохалась, что после его гибели выплакала все глаза». Старожилы станицы вспоминают осо­бую теплоту отношений детей и матери в семье За­харченко. Их стремление помочь друг другу и не­повторимую нежность детей к матери.

У моих родителей, Азаренко Якова Андрее­вича и Натальи Никитичны, была небольшая само­дельная мельница. К нам ходили молоть очень много семей. Мололи по ночам — другого времени не было. Все работали в колхозе «Ударник». Тетя Ната­ша Захарченко тоже приходила молоть. Родители ее очень жалели и пропускали вне очереди, так как она работала и день и ночь, поднимая детей на ноги. Ви­тя был маленький, но смелый мальчик, хороший — всегда помогал матери, чтобы облегчить ей крутить ворот этой мельницы, так вдвоем и намелят немного муки... Еще помню, как наша мама намазывала хлеб смальцем (топленое сало), и ели дети, кусая друг у друга этот кусочек хлеба. Помню, как при «каган­цу»* учили вечером уроки, пряли, вязали...

(БЕССОНОВА М. Я., 1926 года рождения)

Мама Виктора Гавриловича была очень набож­ной, любила разводить цветы, вышивала. Любимое блюдо детей в семье Захарченко — галушки.

...После войны жили очень бедно, голодали, не было во что одеться. В семье Захарченко любили петь песни. Тяжело им было. Мама их была очень трудолюбивой — до зари детям есть приготовит, уберется — и в колхоз. В доме всегда был порядок, доливки помазаны кизяком, аж на улицу возле по­рога, а дальше рос спорыш (трава). Дети Захарчен-ко всегда были в чистой, хоть и старенькой одежде. Мама весь день работала в бригаде, а дети смотре­ли за хозяйством — это птица, корова...

(Одноклассница Хилько (СЛУЦКАЯ) А. К)

Одноклассники и близкие В. Г. Захарченко в сво­их воспоминаниях о детских годах говорят об увле­чении Виктора Гавриловича музыкой, о том, что он имел хороший голос и слух. Первым учителем му­зыки для него стал слепой школьный преподаватель Стефан Федотович Ищенко. Он дал ему и свои му­зыкальные инструменты. Первые музыкальные инс­трументы, которые Витя освоил в детстве, были ба­лалайка, гитара, гармошка и баян. Одноклассницы часто собирались в доме Захарченко.

—...Собирались в доме Виктора, садились на та­буретки и пели песни, а он сразу их играл на гар мошке, да так красиво, как будто его гармошка не иг­рает, а говорит. А песни пели все старинные, какие слышали от родителей. А как мы хотели все учить­ся, ходить в школу! Зимой по морозцу идем в рези­новых сапогах, да еще в сугробах, пока дойдешь до школы, несколько раз потеряешь один сапог, онв ведь были большие, покупали на вырост. А писали тогда на кусочках бумаги, на газетах, чернила дела­ли из свеклы. На обед в школе нас кормили горячей кашей — «мамалыгой». Зимы в послевоенные года были холодные, пока дойдем в школу, ноги позамер­знут, чернила замерзнут, сидим за партой и разогре­ваем чернильницу своими руками...

(ХИЛКО(СЛУЦКАЯ) А. А)

— ...Какой чистой, наивной и нежной была на­ша дружба! Собирались и пели песни, и совсем не думали, что Витя станет таким знаменитым. Он  был скромным, застенчивым, никогда не обижал девочек, а мы любили с ним петь песни...

(Одноклассница КРАСНОЩЕКОВА (ПЕГА) К. В.;

— ...Долгое время Виктор играл на школьном баяне. Только в седьмом классе мама прода­ла бычка, и ему купили баян. Это стало таким ра­достным для него событием. Он, наверное, хотел,
чтобы вся станица об этом узнала. Забрался на камышовую крышу дома, сел и стал играть на ба­яне. Долго играл; музыка уходила ввысь, в небо и так красиво звучала. Слышали проходящие по
улице соседи...

(Двоюродная сестра ПАТРИКЕЕВА А. М.)

...К нему тянулись в школе мы все, он был лидером. Характер был упрямый, благо­даря своему упрямству, настойчивости и труду он добился в жизни многого. Виктора Гаврило­вича можно назвать счастливым человеком. Он еще мечтал стать шахматистом, здорово играл
в шахматы. У него были две страсти: музыка и шахматы. Его часто приглашали играть на проводах в армию, на свадьбы, на школьных и ста­ничных вечерах...

(Одноклассник КУКОБА Ю. И.)

 

 

Слова учителя: Подводить какой-то итог еще рано, но уже мы можем сказать, что по своей натуре Виктор Гаврилович отзывчивый человек,  душой компании и его с детства сопровождала музыка. А с 1974 года Захарченко возглавил Кубанский казачий хор. Через несколько лет он вспоминал:

«На концертах первых гастролей Кубанского каза­чьего хора в 1977 г. во Вьетнаме зал долго аплодиро­вал и в течение более получаса вызывал на бис исполнение песни «Распрягайте, хлопцы, коней». В далекой заморской стране незнакомые люди понимали кубан­скую песню, скандируя: «Маруся, раз, два...».

«В этот момент, — говорил Виктор Гаврило­вич, — я стоял на сцене и вспоминал свою родную Дядьковку, где я вырос среди этих великих песен».

Давайте прослушаем песню «Распрягайте, хлопцы, коней» в исполнении Кубанского казачьего хора . (звучит песня)

 

Слова учителя: Итак мы переходим к очень важной странице биографии Захарченко – его деятельности в Кубанском казачьем  хоре. Слово предоставляется группе журналистов, изучивших этот вопрос:

 

Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную двухвековую историю своего развития. Его летоисчисление начинается с 1810 года, когда просветитель Кубани протоирей Черноморского казачьего войска Константин Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора "для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви". Более ста лет (1811-1921 гг.) Кубанский войсковой певческий хор выполнял благородную миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках, выступал в светских концертах. В его репертуаре были духовные произведения, русская и зарубежная хоровая классика Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Шуберта, Моцарта, русские и украинские народные песни в обработке М. Бибика, А. Бигдая, Г. Концевича.

В 1921 году в связи с социальными потрясениями и экономическими трудностями в стране деятельность хора была прекращена. В 1936 году был создан Кубанский казачий хор, а в 1938 году в нем появилась танцевальная группа, и коллектив был переименован в "Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков". Новый коллектив создавался как принципиально фольклорный. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества.

Кубанский казачий хор в его современной структуре (хор, танцевальная группа, оркестр) и творческой ориентации был воссоздан в 1968 году .Уже в 1971 году приходит первое международное признание - хор становится дипломантом фольклорного фестиваля в Болгарии, хотя обретение им подлинного национального лица было еще впереди.

В 1974 году художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал Виктор Захарченко. Уроженец Кубани, воспитанник Новосибирской консерватории, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, наделенный безошибочной художественной интуицией, человек яркого общественного темперамента, Захарченко на четверть века определил творческое и общественное кредо Кубанского казачьего хора как хранителя исторической памяти русского народа, его чаяний и надежд.

Песенная и танцевальная культура кубанских казаков является самобытнейшей ветвью славянской культуры (русской и украинской), которая во взаимодействии с экзотической и щедрой природой Кавказа и культурой кавказских народов обрела свои неповторимые черты. Казаки были православными землепашцами и воинами, призванными защищать южные пределы Государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, их бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной клятвой их жизни: "За Веру, Волю и Отечество!". Песни казаков насыщены активной ритмикой, они "героизированы", приспособлены к условиям пешего и конного марша. В них слышна хоральная мощь канта петровских времен и неизбывная печаль прощания с домом, дух бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская «тоска веселая» (Есенин).

Казаки восприняли черкесский (адыгский) костюм (папаха, бурка, сабля и т.п.) – он был удобен в конной джигитовке и в походе, а в их песни и танцы пришли упругие кавказские ритмы и движения – широкий, как крылья орла, разлет рук, фантастический «гарцующий» ход мужчин на пальцах и полупальцах (как мощное устремленное тело коня на тонких и стройных ногах).

Все технические находки, композиция танцев, костюмы, атрибутика (пики, кинжалы, платки, наковальня, музыкальные инструменты и т.п.) сюжетно обоснованы, имеют конкретное, взятое из народной жизни, национальным духом и характером обусловленное содержание.

За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В исполнении хора вернулась народу и стала гимном Кубани песня «Ты, Кубань, ты наша Родина» на стихи священника I Кавказского полка Константина Образцова. Хор явился блестящим интерпретатором волевых, отмеченных чеканным ритмом и интонационной упругостью походных песен («За Кубанью огонь горит», «Ихалы казаченьки»), величаво-печальных песен-дум и баллад («Думы мои», «Заповит» на стихи Т. Шевченко, «Провожала маты сына у солдаты»), грустных лирических песен («Вэчир на двори», «Ой, на гори сидела пара голубей», «Ой, там у саду»).

Приняв творческую эстафету от Войскового певческого хора, являясь его правопреемником и развивая его традиции, Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет русскую духовную музыку ("Благословлю Господа на всякое время", "Похвалу принесу" Д. Ростовского, "Христос Воскресе" В. Захарченко, "Сподоби, Господи", "Взбранной воеводе", духовный стих "Бедная птичка в клетке сидит", записанный В.Захарченко от его матери Натальи Алексеевны).

Песни в исполнении Кубанского казачьего хора заряжают слушателей своей активной энергетикой и глубиной чувства. Каждый концерт Кубанского хора - праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. На сцене словно оживают картинки быта Кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории. Не «лакированной картинкой», а простой человеческой правдой входит в концертный зал народное искусство Кубани. И правда эта убедждает и захватывает.

Искусство Кубанского казачьего хора и его художественного руководителя отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и во многих странах мира.

Слова учителя: 70 лет это время, когда можно остановиться, посмотреть назад и смело строить планы на будущее. Это время, когда можно подвести определенный итог. А награды, звания и ордена – говорят о многом. И недаром Виктора Гавриловича поздравил Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.( см. слайд)

Александр ТКАЧЕВ, губернатор Кубани:

— Я большой почитатель таланта Виктора Гавриловича Захарченко, он блистательный мастер своего дела и замечательный гражданин своей Родины. Благодаря ему народное творчество Кубани знают далеко за пределами нашего края. Это наше достояние, и мы должны ценить и всячески беречь это творение, данное нам Богом. Для меня истинный патриот тот, кто делает дело. В списке патриотов с большой буквы первым я бы назвал Виктора Гавриловича Захарченко.

 

 

Слова учителя: А пока наши журналисты оформляют газету, мы  послушаем еще одну песню в исполнении Кубанского казачьего хора.

 

Слова учителя: А теперь самое время подвести итоги нашего урока и послушать к каким же выводам пришли наши журналисты.

 

22 марта Виктору Захарченко исполнилось семьдесят лет. История жизни семьи Захарченко, его де­тство и юность ярко отражают культуру и быт тысяч кубанских семей. Личность В. Г. Захар­ченко, его одаренность, талант и колоссальное трудолюбие являются ярким примером дости­жения высоких творческих целей, успеха и вы­сокого положения в обществе.

Все в мире закономерно, поэтому не случайно именно на Кубани, с ее богатейшими песенными традициями, родился талантливый музыкант с горячим сердцем и чистой душой — Виктор Захарченко. О нем часто говорят: кубанский самородок, с детства впитавший в себя великолепие народных распевов в родной станице Дядьковской. Через песни Виктор Захарченко постигал быт простой казачьей семьи и судьбы земляков, прошедших голод, войну и разруху.

У каждого человека есть своя миссия, своего рода предназначение, которому он следует всю свою жизнь. Для Виктора Гавриловича это Кубанский казачий хор.

Так кто же он, Виктор Гаврилович Захарченко?

Ученый? Профессор, доктор искусствоведения, автор множества научных книг по этнической музыке, собиратель фольклора, уникальный знаток-специалист, владеющий самой современной методологией, дешифровавший тысячи народных песен Кубани и Сибири...

Хормейстер? Артист, прошедший школу великого Владимира Минина, достигший вершин мастерства, требовательный и жесткий предводитель Кубанского казачьего хора, вот уже третье десятилетие находящегося в звездном отрыве от аналогичных коллективов, исколесившего земной шар вдоль и поперек по нескольку раз...

Композитор? Русский рапсод, чьи песни люди, со слезами на глазах, слушают стоя. И всё это равнозначительно, равновелико. Но то, что он является истинным  художник своего дела -  это однозначно. Ведь есть люди, которые проходят свой жизненный путь тихо и незаметно. Захарченко же относится к тем, кто рождается для больших дел. Всю свою жизнь он посвятил служению искусству. Его любят, его творчеством восхищаются, его талант оценивают на самом высоком уровне. Об этом говорят те звания, награды, которых у художника более пятидесяти. Но и не это главное для того, кто привык жить во имя и ради творчества. Он понимает и знает: не награды останутся в памяти людской…

— Я буду счастлив, если мои песни будут жить в народе, — говорит  Виктор Захарченко.

 

Итог: Я думаю, что на примере жизни нашего земляка мы убедились, что талант и трудолюбие являются ярким примером дости­жения высоких творческих целей, успеха и вы­сокого положения в обществе. А Виктору Гавриловичу можно пожелать творческих успехов и долгих лет жизни.

 

 

 

Владимир МИНИН, руководитель Московского государственного академического камерного хора, народный артист СССР:

— Я одно отмечал у Виктора Гавриловича — это необыкновенное желание делать все предельно честно. Он человек страстей, и это видно на сцене. Я бы сравнил его с Феофаном Греком, который своей иконописью во времена монгольского нашествия на Русь вселял в сознание народа великую стойкость духа.

Валентин РАСПУТИН, писатель:

— В 90-е годы, в самую гнетущую и беспросветную пору, когда уж, казалось, и не до песен, вдруг засиял, загремел на всю Россию, заколосился, ярким солнышком рассыпался по сцене Кубанский казачий хор. И что это за чудо явилось, какую мощь, какую уверенность и силу из глубины России принесло, какое укрепление давало! В Москве как пароль, собирающий на духовное пиршество, звучит: «Захарченко приехал! Захарченко приехал!»

Архимандрит ТИХОН, наместник московского Сретенского монастыря:

— Виктор Гаврилович и все, кто работает с ним, —удивительное содружество единомышленников и высоких профессионалов, служащих Отечеству талантами, дарованными им Господом.

Александр БЕЛОНЕНКО, заслуженный деятель искусств России, директор Свиридовского института:

— Кубанский казачий хор органично соединяет традиции народно-песенного искусства с яркими образцами современного композиторского творчества. Большая заслуга в этом Виктора Захарченко. Он человек редкостного дарования. В одном лице Виктор Гаврилович совмещает и глубокого знатока народной песни, и опытного хормейстера, и талантливейшего композитора.

Вячеслав КЛЫКОВ, скульптор, народный художник России:

— Виктор Захарченко — титан. Он выворачивает у истории такие глыбы, что каждая из них — эпоха. И всюду народные, казачьи и песенные традиции!

Иосиф КОБЗОН, народный артист СССР:

— Виктором Захарченко руководят высокие помыслы, его многогранная деятельность направлена на процветание Родины, а забота о судьбе России стала главным делом его жизни.

Людмила ЗЫКИНА, народная артистка СССР:

— Огромная творческая работа Виктора Гавриловича по сохранению и развитию традиций народного творчества, его титаническая концертная деятельность, которая пропагандирует народное искусство кубанского казачества, является ценнейшим вкладом в культуру России. В сложное для высокой культуры время его энтузиазм и целеустремленность вызывают восторг и почитание.

Александра ПАХМУТОВА, композитор, народная артистка СССР:

— Мне по-особому дорога творческая личность Виктора Захарченко, который развивает лучшие традиции казачьей песни. Композиторское творчество Виктора Захарченко органично вошло в русло народной песни и на равных сосуществует в концертных программах. Как композитору мне это особенно приятно и дорого. Я безмерно благодарна Кубанскому хору за то, что мои произведения включены в его репертуар. Для меня это высокая честь.

Юрий КЛЕПАЛОВ, виртуоз-балалаечник, заслуженный артист России:

— Великий энтузиаст и мастер своего дела, Виктор Захарченко в самые трудные годы разрухи сберег и поднял на невиданную творческую высоту коллектив мирового уровня — Кубанский казачий хор. Уже за одно это ему можно ставить памятник. Его неустанная, подвижническая работа — золотой эталон для всех, кто занимается народным творчеством.

Юрий БАШМЕТ, народный артист СССР, лауреат Государственной премии России:

— Я рад, что у меня сложились дружеские отношения с Кубанским казачьим хором и его руководителем Виктором Гавриловичем Захарченко. Это очень большие, серьезные профессионалы. Это единственный сегодня народный коллектив, который может свободно составить конкуренцию любому исполнителю высокой классической музыки.

Петр БЕЛЫЙ, композитор, лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича:

— Люди, приходящие на концерты Кубанского казачьего хора, уходят преображенными. И все это великолепие рождено творческой волей одного человека — Виктора Захарченко, великого сына своей страны.

 

Когда-то пятнадцатилетний парень, начавший первые шаги к осуществлению своей мечты, не зная нотной грамоты, с одной гармошкой в руках уехал в Краснодар, чтобы поступить в музыкальное училище. Сегодня, спустя годы, знаменитый культурный деятель, имя которого известно во всем мире, с умилением вспоминает былые времена. Славу и известность Захарченко получил не вдруг и не по волшебству, а ценой великого труда.  1974 году новый художественный руководитель пришел уже зрелым музыкантом, настроенным на возрождение народных певческих традиций.

Захарченко появился в коллективе хора в очень тяжелое для него время — он находился на грани распада. Однако уже через полгода с новым репертуаром Кубанский казачий хор едет в Москву и занимает первое место на Всероссийском смотре-конкурсе государственных русских народных хоров. Это был первый успех, за ним последовали и другие.

Сегодня гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячи и тысячи слушателей Украины и Белоруссии, Болгарии и Югославии, Польши, Чехии и Словакии, Германии и Франции, Италии и Португалии, Испании и Японии, Вьетнама и Китая, Норвегии и Марокко, Бельгии и Финляндии, Южно-Африканской Республики, Мексики, Америки и Австралии.

Талант и подвижнический труд Виктора Гавриловича Захарченко отмечены почетными званиями народного артиста России и Украины, заслуженного деятеля искусств Республики Адыгея, орденами "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени, орденом Союза казаков России "За Веру, Волю и Отечество", званием лауреата Государственной премии России и лауреата международной премии Фонда Андрея Первозванного.

 

 

Презентация к уроку