PostHeaderIcon Сочинение эссе Взаимопонимание и стереотип

Школьный психолог

Назаренко Инна

ученица 9 «Б» класса

МБОУ-СОШ № 19 г.Армавира

Сочинение эссе

Взаимопонимание и стереотип

Существование людей невозможно без взаимного общения. Общение людей между собой, их отношения подразумевают взаимопонимание людей, без которого и невозможно само общение.

Как же мы понимаем друг друга? Мимика, жесты, выражение лица собеседника позволяют нам понять его настроение, предугадать его поступки. Если мы проанализируем свои наблюдения за человеком, сравним их со своим жизненным опытом, мы лучше поймем его.

Часто же мы относимся к человеку лишь на основании его поступка: если поступок достоин восхищения – мы восхищаемся и человеком. Причем зная и о многих неблаговидных поступках этого человека. И наоборот. Соответственно, это мешает правильному пониманию других сторон характера этого человека, но избавиться от них очень трудно.

Большинство из нас обычно замечают в других людях не все их качества, а только некоторые. И выделив их, мы сразу относим человека к какой-то известной нам группе»: «слабый ученик», «перспективный спортсмен». И дальнейшее мнение об этом человеке складывается у нас именно на основании наших представлений о нем. Надо ли говорить, что правильное понимание человека, правильное восприятие его поступков в таком случае просто невозможно. Такой стереотип в восприятии человека и заставляет нас именно ожидать от врача внимательности сострадания, от учителя  - мудрости и справедливости, от военного – мужества и решительности.

Мешают нам правильно понять человека и предрассудки (тоже своего рода стереотип). Они основаны на скудных, неточных, а иногда и вообще ошибочных знаниях об отдельных представителях какой-либо национальности. Например, существует мнение, что все итальянцы очень эмоциональны. Но когда мы встречаем спокойного, уравновешенного итальянца, мы не можем его понять, так как ждем от него другого отношения к своим поступкам. Такие стереотипы очень живучи и приносят много вреда.

На основании нашего собственного опыта у каждого из нас складывается свой собственный образец, к которому мы «примеряем» другого человека. Этот образец постепенно и в течение всей жизни изменяется, дополняется новыми чертами. И хотя такие образцы имеют некоторые общие черты, у всех людей они разные, стоит лишь каждому из нас объяснить, как мы понимаем, кто такой «нерадивый работник», «хороший учитель», «талантливый актер».

Есть такое понятие как «эмпатия». То есть способность человека понимать чувства другого человека и эмоционально отзываться на его переживания. Эта способность человека сочувствовать и сострадать другим издревле почиталась как одно из самых важных человеческих достоинств. В Древней Греции состраданию поклонялись, как божеству. И именно благодаря эмпатии мы можем почувствовать то, что чувствует другой, и оказать ему именно ту помощь, в которой он нуждается.

Знакомясь с новыми людьми, человек обычно опирается на тот опыт общения и познания, который у него к тому времени накопился. Сначала, поступив в детский сад, мы воспринимает окружающих в зависимости от того, как складывались наши отношения до этого дома или в яслях. Поступив в школу, мы учимся наблюдать за поведением и поступками одноклассников и оценивать их с новой для себя точки зрения – как учеников. Чем старше становится школьник, тем шире делается круг его общения. Он знакомится с другими людьми, не связанными со школой, и получает возможность видеть те стороны поведения людей, которые в условиях учения не проявлялись. И его представления о людях заметно изменяются. Теперь он может более глубоко и правильно понимать сложные действия и поступки, оценивать человека в целом. Став взрослыми и пытаясь понять другого человека, мы припоминаем какие-то его дела и поступки, пытаемся их проанализировать. Это объясняется не только тем, что поступки и дела человека ярко показывают одни его черты и маскируют другие. Дело в том, что весь прошлый опыт человека помогает ему лучше видеть и понимать одни стороны и качества конкретного человека и хуже – другие его особенности.

Для того чтобы избежать ошибки в понимании другого человека, необходимо помнить, что другой человек в чем-то похож на тебя, а в чем-то ином – отличен, и понимать, что в одной и той же ситуации вы – можете иметь разные мысли, разные желания, разные чувства.

 

 

 

Обновлено (02.06.2022 23:38)

 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?