PostHeaderIcon ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Школьный психолог

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРА

Множество популярных пособий обе­щают помочь читателю максимально усо­вершенствовать свою личность и за счет этого преуспеть во всех жизненных начи­наниях. Сегодня на любом книжном при­лавке можно увидеть яркие обложки с на­званиями: «Стань лидером», «Рожденные побеждать» и т. п.

Молодые люди, взбирающиеся на пи­рамиду успеха, запоем поглощают подоб­ную литературу, которая утверждает, что для человека, желающего выбиться в лиде­ры, определенные черты характера важ­нее любых знаний. Это же следует из опубликованных биографий крупных биз­несменов и политиков.

Ни одна подобная книга не обходится без перечня психологических качеств, желательных и нежелательных для преуспевающей личности. Казалось бы, бесспорно, что для достижения ведущих роле необходимы определенные качества: од из них даются от природы, другие мог быть сформированы в процессе самосовершенствования. Каковы же эти черты?

К сожалению, найти четкий ответ этот вопрос не так просто. И тому много причин. Во-первых, большинство подобных руководств написано на Западе, а далеко не всякая заокеанская модель приложима к нашим условиям. Во-вторых, с течением времени меняются требования: в прошлом успешная карьера требовала иных качеств и людей иного склада. В-третьих, одни и те же качества могли пониматься разными людьми совершено по-разному. Так, журнал «Форчун» в ответах на анкету «Черты, необходимые менеджера» получил 147 толкований одного только понятия «надежность». И конец, в палитре психологических качеств отмеченных разными авторами, многие черты не столько сочетаются, сколько противоречат друг другу.

Американский исследователь П. Друкер среди необходимых деловых качеств особо отмечает умение анализировать, взвешивать обстановку и делать правиль­ный выбор, улаживать разногласия. В то же время требуется способность к бы­стрым и решительным действиям, к сме­лым интуитивным решениям. Провинциа­лизм мелкого лавочника здесь не подхо­дит, нужно уметь мыслить концепциями.

Современный лидер прежде всего дол­жен быть честолюбивым и обладать несо­мненным талантом организатора. Далее ему нужны: напористость, размах, воображение, чувство нового, инициативность, умение разбираться в людях, чувство от­ветственности. Он должен быть жестким, когда нужно, уметь извлечь урок из собст­венных ошибок. Уметь выслушать, быть объективным. Владеть собой. Быть челове­ком слова. Допускать (в известных пределах) критику, мыслить перспективной увлекаться деталями, не упускать главного. Сохранять уверенность перед лицом неопределенности.

Чтобы совмещать все эти качества надо с «самого начала быть оптимистом. Обладать чувством юмора. В одной из, популярных книг читаем: «Современное управление требует лидеров, из которых бьет фонтан энтузиазма, особенно когда дела идут плохо».

Кроме всего этого, необходимо иметь «коммерческий нюх», чувствовать места у конкурентов, предвидеть будущую ситуацию, уметь налаживать контакту искусно вести переговоры. Быть политиком: знать, кого погладить и на кого повысить голос. Быть скромным: не гнушаться просить совета у знающих людей. Красноречие. Обаяние. Ну, и конечно, неистощимая энергия.

Плохо, если человек груб, вспыльчив, высокомерен, не терпит критики, осанка имеет значение, даже модуляции голоса. «Будьте веселы, — советовал из­вестный бизнесмен Б. Барух, — вокруг и без того хватает похоронных физионо­мий». «Не надо вечно хмуриться, — по­вторяет у. Уайт, редактор журнала «Форчун». — Лидер не может позволить себе такую роскошь, ибо это распространится вниз по всей линии и в конце концов вер­нется и ударит по нему самому».

Руководители преуспевающих корпо­раций, пишет социолог В. Паккард, разра­ботали стандарт внешности менеджера, способного внушать окружающим уваже­ние и доверие. Здоровый вид, приветливо-открытое выражение лица, недорогой серый костюм, простые манеры. Жела­тельно, чтобы он был высок и строен. Подбородок, разумеется, волевой, что имеет особое значение.

Социолог Бэттон насчитал пятьдесят качеств, необходимых для идеального ли­дера, и среди них главное, по его мне­нию, — актерские способности. К. Бэрд обобщив 20 исследований, назвал 79 черт характерных для лидера.

Но, оказывается, нет ни одной черты, насчет которой были бы согласны все авторы.

Ясно, что многие из указанных свойств полезны для любого человека, какие цели он ни ставил на своем жизненном пути. Некоторые из этих качеств действительно отличают преуспевших особ. Во многом эти люди схожи и отвечают некоему стихийно сложившемуся стандарту. Но обыкновенно они сильны в чем-то одном и слабы в другом. В деловом мире жалуются на острую нехватку людей с управленческими способностями, воображением, гибкостью и широким кругозором, каких требуют растущая конкуренция, а также технические, социальные и политические перемены. Большинство преуспевающих личностей не обладают многими перечисленных качеств, да и не могут все достоинства сочетаться в одном человек! Более того, все указанные достоинства ничуть не реже встречаются у людей, ни в чем не преуспевших. Действительность далека от этих рекомендаций. Как сказа­но в «Справочнике по личному составу», изданном в Нью-Йорке, «по правде гово­ря, мы и сами не знаем, какие же свойст­ва определяют разницу между успехом и неудачей». Как считает известный психо­лог Г. Олпорт, из 17 000 определений, ис­пользуемых в английском языке для опи­сания человека, почти каждое может быть использовано для характеристики лидера.

Из всего сказанного следует, важный практический вывод. Не существует опре­деленных личностных черт, наличие кото­рых гарантирует успех. Успеха могут до­биться люди, обладающие самыми разны­ми достоинствами, и это должно вселять уверенность в каждого из нас. Главное — не наличие стандартных достоинств, а умелое использование собственных инди­видуальных качеств.

Обновлено (02.06.2022 23:39)

 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?