PostHeaderIcon Урок по кубановедению в 4 классе по теме: «КРАСНАЯ КНИГА»

Методическая копилка

Урок по  кубановедению в 4 классе

по  теме:

«КРАСНАЯ  КНИГА»

 

Подготовила  учитель начальных

классов    МБОУ  СОШ №19

Мечет  Лидия  Николаевна

 

Цель: познакомить с историей создания Красной книги Краснодарского края, с причи-

нами её создания, обобщить и систематизировать знания о редких растениях и

животных, занесённых в Красную книгу, воспитывать бережное отношение к при-

роде, приучать соблюдать правила поведения в природе.

Оборудование: «Красная книга Краснодарского края», презентации «Растения и живот-

ные, занесённые в Красную книгу» и «Кавказский биосферный  запо-

ведник»; книги:  «Сохраним природу Кубани», из-во  КГАУ;

«Жизнь животных», 1-2 том;  звукозапись песни А. Пахмутовой  «Прось-

ба».

 

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2.     Проверка домашнего задания по теме «Заповедники и заказники Краснодарского

края».

- Каков животный и растительный мир  Краснодарского края?

-  Как вы думаете, почему в нашем крае растительный и животный мир разнооб-

разны?

-  О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что обозначает слово  «заповедники»?.

-  Для чего создают заповедники?

-   Какой заповедник есть в Краснодарском крае?

-   Показать на карте Кавказский биосферный заповедник?

-   Рассказать о Кавказском биосферном заповеднике.

(На фоне слайдов о заповеднике).

Ученик:

Кавказский биосферный заповедник  расположен между городами  Сочи и Майкопом,

в основном на северных и южных склонах Главного Кавказского Хребта.  Вершины  гор

покрыты облаками, в просветах между ними виден снег.  Природа этих мест  дика и

сурова, по  горным тропам можно идти 2-3 дня и не встретить ни одного человека, т.к.

здесь ничего не строят, чтобы сохранить первозданную природу. Площадь  Кавказс-

кого биосферного заповедника составляет 262,5 га. Создан заповедник в 1924 году

для охраны растительного  и  животного  мира. На северных склонах растут пихтовые

и грабовые леса. В труднодоступных местах  отдельные пихты достигают  возраста

400-500лет, высота-50м, обхват  ствола-  2м. Южные склоны покрыты  дубовыми и

грабовыми лесами.   Там растут  груши, яблони, алыча, клён, ясень, берёза, рябина.

Здесь обитают кабаны,  куница-смелый,  ловкий хищник, а также туры, серны, олени,

зубры.  Леса сменяются  субальпийскими лугами,  некоторые травы здесь  бывают

выше человеческого роста. Например, борщевик,  один из видов которого, ядовит,

вызывает ожоги.  Далее расположены злаковые луга, на них растут незабудки, герань,

примулы. А ещё выше  находятся горные хребты, покрытые вечными снегами и

ледниками.

Учитель: Кроме заповедника, важную роль  для охраны растительного и животного мира

играют заказники.  Что означает слово  «заказник»?.

Ученик: «Заказник»- старинное русское слово- не трогай, делай разумно. Заказники

охраняются законом.  В Краснодарском крае есть зоологические заказники.

В Большом Утрише находится дельфинарий.( слайд).  Есть лесные заказники:

Апшеронский, Горячеключевской, Лабинский, Головинский.  Головинский за-

Казник  находится в районе п. Головинка на р. Шахе. С 1968 года имеет  феде-

ральное  значение. В заказнике сохраняют и выращивают вековые каштаны,

тис, самшит, а также заботятся о благородных оленях, диких кабанах, куни-

цах  и т.д.

2 ученик: Есть степные и лесостепные заказники:  Усть-Лабинский, Тбилисский, Кры-

ловской. Здесь охраняют дикого кабана, нутрию, ондатру, зайца, дрофу,

куропатку, фазана, лебедя и других  животных.

3 ученик: В северо-западной части Славянского района расположен «Приазовский»

Заказник, федерального значения. Его площадь-45га.  Климат-умерен-

ный, средняя температура-+11 градусов.  Прекрасные условия для оби-

тания птиц. Гуси избрали этот заказник  местом отдыха, а то и зимовки.

Растительный мир разнообразен и корма здесь много.  Также есть где

укрыться  выводкам лис, енотовидной собаки, ондатры.  Глубина лима-

нов позволяет нереститься рыбам, размножаться птицам, а также онда-

тре, норке, выдре. В заказнике  ведётся работа по сохранению промыс-

ловых зверей и птиц. Для этого  ведётся подкормка птиц и животных,

особенно в зимнее время. Общая площадь заказников Краснодарского

края составляет 700 тыс. га.

Учитель: Люди каких профессий занимаются охраной и изучением растений и живот-

ных?  ( ответы детей:  лесники, егеря, ботаники, зоологи, учёные).

Эти люди помогают  сохранять для нас первозданный мир природы.

  1. 2. Новый материал.

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги Красно-

дарского края. Развитие промышленности и сельского хозяйства во многом

изменило облик природы края. Исчезла первозданная степь, сократились

площади, занятые лесами, неузнаваема природа Черноморского побережья,

исчезают  малые реки.  Вырубка лесов отрицательно сказывается на полно-

водности рек, усилилась эрозия почв. Во многих населённых пунктах ощу-

щается нехватка воды. Исчезают многие виды растений и животных.  Исчез-

новение  тех или иных видов животных не происходит бесследно. В экосисте-

мах нарушаются пищевые связи. Необдуманное воздействие человека на

природу привело к тому, что список редких и исчезающих растений составляет

157 видов, животных- 102 вида. В системе мер по охране важное место занима-

ет составление списков редких видов растений и животных.  Выявлению таких

растений и животных, мест их обитания  и произрастания  способствуют экспе-

диции, проводимые студентами Кубанского государственного университета.

В 1974 году была учреждена Красная книга СССР, а уже в 1978 году создана

Красная книга Краснодарского края. Её цель- разработка мер по охране  неко-

торых  видов растений и животных. Красная книга привлекает многих читателей

и способствует усилению движения по охране природы.

И так мы начинаем путешествие. Красная книга Кубани состоит из 2 частей:

1 часть- растения-157 видов;

2 часть- животные 102 вида.

Учитель: Почему эту книгу назвали Красной?  (ответы  детей).

(   Для подготовки к данному уроку  класс был разбит на 2 группы:  ботаники и

зоологи).

А сейчас ботаники расскажут о некоторых видах растений, занесённых в Крас-

ную книгу.

Ботаники. 1 ученик. (  включить слайды: подснежник кавказский, цикламен кавказ-

ский, кубышка жёлтая, касатик, валериана лекарственная).

Подснежник кавказский-травянистое растение до 20 см высотой, имеет неболь-

шой белый цветок в виде колокольчика.  Корень-луковица.  Растёт в нижнем и

среднем горных поясах, на опушках. Число подснежника заметно сокращается,

т.к.  люди собирают их в букеты, для продажи.

2 ученик:   Цикламен кавказский- травянистое растение, корень-клубень. Цветки красно-

фиолетового цвета. Цветёт в феврале-марте.  Относится к лекарственным тра-

вам. Растёт практически по всей территории Краснодарского края, любит

влагу. Число цикламена быстро   сокращается. Люди массово собирают цветы

для букетов, выкапывают клубни для лекарственных клубней.

3 ученик:      Кубышка жёлтая: многолетнее водное корневищное растение, с   плаваю-

щими  листьями. Цветёт в июне-сентябре.

Растение  лекарственное и декоративное.   Обитает

в Приазовье, на Тамани в мелководных озёрах, затонах со стоячей водой.

Встречается очень редко. Численность сокращается из-за осушительных  ра-

бот, загрязнения  водоёмов, сбора цветов.

4 ученик:      Касатик -растение с яркими жёлтыми и синими цветами. Произрастает по

берегам реки Уруп, на Ясенской косе, на скалах Черноморского побережья.

(показ по карте). Листья узкие. Цветёт в апреле-мае.  Встречается редко.

Исчезает в результате распашки земель и чрезмерного выпаса скота, выкоп-

ки   корневищ.

5 ученик:          Валериана лекарственная -многолетнее травянистое растение. Корни об-

ладают сильным запахом. Цветёт в мае- апреле. Растение –лекарственное.

Произрастает от  Прикубанья  до субальпийского пояса на лесных полянках,

опушках.    Резко сокращается из-за большой заготовки корней в качестве ле-

карственного сырья.

Учитель: О каких растениях, занесённых в Красную книгу, вы узнали? (ответы детей).

Откроем 2 часть Красной книги и познакомимся с некоторыми редкими ви-

дами животных, которые находятся под охраной?

(включаем слайды).

Зоологи:   1 ученик.      Выдра кавказская- крупное животное до 70см, хвост-45 см, ноги

короткие с плавательными  перепонками между пальцами. У выдры  низкая

ровная шерсть. Это животное питается рыбой, лягушками, нападает на птиц

и грызунов, обитает по притокам реки Кубани, а также в реках, впадающих

в Чёрное море. Численность резко снижается из-за загрязнения водоёмов,

браконьерства, т.к. выдру ценят за  красивый мех.

2 ученик:     Черноморская афалина- дельфин, длина тела до 230 см. Афалина легко

поддаётся дрессировке.  Несколько особей содержатся  в дельфинарии  Утриш-

ского заказника. Как редкий вид, занесён в Красную книгу .  В 1977году  насчи-

тывали 35 тыс. особей, сейчас-15 тыс.  Афалина питается донными рыбами,

ныряет на глубину-150м, под водой может находиться до 15 мин.  Самка

рождает 1 детёныша, кормит  6 месяцев.

3 ученик:     Зубр- могучий  лесной зверь. Летом поднимается в горы до 2500м. Зубр  весит

около 1 тонны, его высота-2м. В середине 19века  в лесах левобережной Кубани

насчитывалось  2000особей, после первой мировой войны- 500. Летом 1927 го-

да браконьеры  уничтожили последних животных. В 1940 году из степного  за-

поведника  Аскания –Нова завезли в Кавказский заповедник  5 зубров. В 1980

году  общая численность этих животных в Краснодарском крае  составила 1100

особей.

4 ученик:    Беркут- птица весом около 2кг, окрас-серо-бурый, гнёзда устраивают  на высо-

ком дереве.  В кладке- 1 яйцо. Беркут питается змеями, лягушками. Эти птицы

зимуют в Африке, Индии.  Обитает в пойменных лесах реки Кубань. Быстро  ис-

чезает  из-за вырубки пойменных лесов.

5 ученик:    Стерлядь- самая мелкая рыба из осетровых. Стерлядь была распространена

в реках Чёрного моря и Азовского. Это пресноводная рыба, длина её тела от 40

до 60 см,  масса от  500г до 2 кг. Стерлядь зимует в реках, в ямах, где скапливает-

в большом количестве.  Питается личинками, мошками, молюсками, с охотой

поедает  икру других рыб. Из-за загрязнения водоёмов число стерляди резко со-

кращается. Поэтому в крае проводится работа по искусственному  разведению

стерляди.

Учитель: А сейчас мы закрепим то, что узнали о Красной книге .

-  Когда была создана Красная книга Краснодарского края?

- Для чего она создана?

- О каких растениях, занесённых в Красную книгу мы сегодня узнали?

-  О каких  ещё редких животных узнали?

В заключении  урока мы прослушаем песню А.Н. Пахмутовой «Просьба».

(прослушивание песни)

-  Как вы думаете, почему авторы так назвали песню?

- К чему призывает эта песня?

3. Итог урока.

- О чём мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Зачем нужна эта книга?

- Можем ли мы помочь природе?

 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?