PostHeaderIcon В мире русской свадебной песни

Методическая копилка


Краснодарский край

город Армавир

муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 19



 

В мире русской свадебной песни.



Разработаны:

Королёвой Людмилой Евгеньевной

учителем русского языка и литературы,

Зенцовой Натальей Петровной

учителем информатики

2010г.

Цели:

1)   Познакомить учащихся с особенностями русского свадебного фольклора;

2)   Научить вслушиваться в народную речь, постигать её красоту, силу, драматичность, дать почувствовать теплоту и лиричность народных песен;

3)   Привить учащимся духовно-нравственные категории и ценности.

 

 

 

 

Слайд № 1,2

«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», - говорится в древнерусской летописи. Вот и мы с вами сегодня продолжим духовное просвещение.

Слайд №3

Евгений Осетров написал в своей книге «Родословное древо»: «Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть из-под ладони неторопливо и внимательно». Посмотрим и мы неторопливо и внимательно в фольклорные дали русского народа.

Слайд № 4

«В мире русской свадебной песни» - называется наш урок. Мы познакомимся со свадебным обрядом, с обрядовой поэзией, убедимся в красоте и образности её.

Наиболее ярким и подробно описанным этнографами и фольклористами обрядом является свадебный. Свадьбы – играются. Это сложные, состоящие из нескольких частей драматическое действо.

Работа 1-й группы.

Учитель. Когда устраивается свадьба?

Ответ. Обычно зимой, в рождественский мясоед, или осенью, когда окончены крестьянские работы и до поста есть время справить свадьбу.

Учитель. А когда женихи присматривают невест, когда родители приглядывают невест для своих сыновей?

Слайд № 5,6,7,8

(Идёт прослушивание песни)

Ответ. Знакомство суженых происходило на посиделках, иногда у колодца. Когда открывалось небо и первые солнечные лучи согревали землю, наступало время весенних хороводов, игрищ. Девушки и юноши собирались за околицей, на лугу или на поляне, в роще, плясали, пели, играли в «Ручеёк», «Ворона». Эти игры закрепляли выбор молодых людей, сделанный ещё зимой, на посиделках, когда выбирали невест по их рукоделию. А весной начинался своеобразный смотр девушек-невест. И конечно же, в церкви, во время службы.

Учитель. В Новгородской губернии существовал такой обычай. На Иордане собиралось всё наличное количество невест. Девицы во время водосвятного молебна стояли на горе, а парни – под горою, оттуда и высматривали невест.

С выбором невест начинался первый этап свадьбы.

Из каких действий он состоял?

Слайд № 9

Ответ. Первый этап свадьбы – предсвадебный.

Выбор сватов, сватовство, смотрины невесты, осмотр дома жениха, сговор, богомолье, девичник, парнишник.

Учитель. Удивительное название обряду «сговор» давалось в разных местностях. Сговор, рукобитье,  запоручивание,  заручение, поручение, закрывание, пропой. Почему именно так?

Ответ. Сговор проходил в доме невесты: готовили угощение, зажигали свечи, молились, потом сваты надевали рукавицы и били по рукам. Невесту же завешивали платком. Это был самый драматический момент обряда(невеста отчаянно сопротивлялась).

После сговора девушка называлась сговоренка, ходила в тёмном платке, коса с распущенной лентой, до свадьбы на улице не показывалась. Девушки «слезили» невесту песнями.

Слайд № 9.

Искусствовед. Перед вами картина Михаила Шибанова «Празднество свадебного договора». В центре – невеста в серебристом узорчатом сарафане. На нём золотистая, с красными цветами душегрея. На голове – повязка, вышитая речным жемчугом. В руке – платок. Минута – и закроют красавице лицо длиной фатой, и начнёт девушка – сговоренка причитать, рвать сердце себе и матери.

Учитель. Был и второй этап свадьбы – свадебный день. Какие обряды происходили в этот день?

Слайд № 10.

Ответ. 2-й этап свадьбы – свадебный день.

Благословение жениха родителями.

Сборы свадебного поезда.

Утреннее бужение невесты.

Ожидание жениха. Выкуп невесты. Обряды соединения жениха и невесты.

Благословение к венцу.

Отъезд свадебного поезда.

Встреча молодых от венца.

«Княжой, великий стол».

Слайд № 11.

Искусствовед. Перед вами картина А.П. Рябушкина « Свадебный поезд в Москве». Ранняя весна. Темнеет на снегу ледяная корка. Стынет вода в луже.

Подобно сказочному видению, мчатся всадники, ярко-красный возок по улице древней столицы. Мимо тёмных рубленых домов движется нарядная толпа. Пестреют красные, жёлтые, голубые платки и шапки. То ли в церковь торопится она, куда везут жениха и невесту, или, может быть, уже домой возвращаются обвенчанные молодые. Загадка… Спасибо художнику за то, что оживил давно прошедшие времена. Поведал о чувствах и горестях людей давнего века.

Учитель. Третий этап назывался «послесвадебный».

Слайд № 12

И каждый этап сопровождался пением песен, приговорами, причитаниями, величаниями. В предсвадебный период звучали причитания и исполнялись лирические свадебные песни грустного содержания; в свадебный день после венца причитывать не полагалось, а пели величальные и весёлые песни. Послушайте несколько песен в исполнении чтецов. О чём они?

Чтец 1.

Вот приехал сват просватался,

Похвалил он свою сторонушку:

Что на горы село построено,

Виноградом обнесённое,

Просом полюшко усеяно!

Не ждала, молода, не ведала,

Пожила и всё уведала:

Что под горой село построено,

Частоколом огорожено,

Поле горошком усеяно!

Чтец 2.

Перекатно красно солнышко

Закатилося за облачко,

Закатившись, затуманилось.

Перехожа красна девица,

Перешла она из комнаты,

Перешодши, становилася,

Становивши, призадумалась,

Она горько прирасплакалась.

Во слезах да слово молвила:

«Государь ты,  мой тятенька,

Государыня ты, маменька,

Нельзя ли думушку отдумать.

Мою свадебку отставить

Да иного года нового.

Хоть до летечка до красного.

До весны ли до прохладноей?» -

«Ты дитя ли наше милое,

Уж ты поздно спохватилася,

Не во время слово молвила,

У нас записи записаны,

Зелёное вино выпито,

По рукам у нас ударено,

Про приданое всё рассказано».

Чтец 3.

Пойду, выйду я, молода,

Во чисто полечко,

Попрошу я молодёшенька,

Я у ласточки перьица,

У косатыя крыльица,

Полечу я, молодёшенька,

Во сырой бор на сопочки,

На сухую сушиночку

И на самую вершиночку:

Ты скрыпи, скрыпи, деревцо,

По всему свету белому…

Не моя ли то матушка

У ранней заутрени

Она богу-то молится?

Все свечи затепляючи:

Не моё ли то дитятко

Во лесу заблудилося,

Во росе замочилося?

«нет, родимая матушка,

Не в лесу заблудилася,

А во горе затужилася,

А во слезах замочилася».

Учитель. О чём же рассказывают лирические свадебные песни?

Ответ. Они передают взволнованное состояние невесты, выражают чувства участников обряда. Песни горькие, невесёлые. Необычные слова-образы прямо из сказки взятые.

Учитель. Сейчас попросим ребят из первой группы рассказать о том, как должна была исполнять свою роль невеста, а также подружье, родители невесты, дружка.

Ответ. Главная роль принадлежит невесте. Вплоть до венчания она плачет-причитает, прощаясь с девичьей волей. Слёзы и причёты – это её обязанность, установленная традицией и соблюдаемая даже тогда, когда невеста выходит замуж по любви. Ей нужно чтобы люди видели, как она сильно любит свою семью и уважает своих родителей. Плач и причёты прекращаются, как только она села в «свадебный поезд» жениха: надо примириться со своей долей, не годится обижать новую родню.

«Подружье» невесты поют величальные песни.

Родители – молчаливые наблюдатели. Дружка – это и друг жениха, и главный распорядитель свадьбы, и потешник, забавник. Он и на колдуна чем-то похож: обходит с кнутом или ружьём свадебный поезд. Его рифмованные присказки веселы, обращения шутливы.

Слайд № 13

Учитель. Посмотрите на эти картинки. Узнаёте предметы девичества?

Девичий кокошник, нарядный, ручной работы. Накосник (косник) вплетался в косу, украшал головку девушки. Сарафан красный с белым. И вот со всей этой красотой, с вольной волюшкой девушке приходилось расставаться. Посмотрите на наряд невесты.

Слайд № 14.

Как вы думаете, что обозначало слово «невеста»? Невеста – значит, незнакомая, неизвестная данному роду, новая хозяйка. Вот так объясняют этимологи это слово. А почему в одежде невесты преобладают красно-белые цвета? Красный – цвет жизни, девушка, «умершая» для своих родственников, возрождается в новой семье мужа как молодая женщина. Белый – цвет чистоты. Может быть, это правильное объяснение, кто-то из учёных по-другому трактует. Это неважно. Главное, что наряд этот очень красивый, национальный. Им бы гордиться нужно и передавать из поколения в поколение, как делали это когда-то на Руси.

Учитель. Самым драматичным эпизодом свадьбы является утро девичника.

Слайд № 15.

Предлагаю посмотреть инсценировку, которую подготовили ребята второй группы.

(Инсценировка «Утро девичника»)

Слайд № 16,17

Учитель. Вот мы, благодаря нашим талантливым артистам, стали свидетелями того, как невеста прощалась с подружками, со своей косой, красотой, волюшкой.

Мы услышали причёты невесты, хороводную песню. Почему они такие невесёлые?

Ответ. Наверное, положение женщины в чужой семье было тяжёлым. Отсюда и песни такие грустные. Невеста, например, просит самых близких ей людей – свою семью – заступиться за неё, «за сиротиночку», «не отдавать в злы чужи люди», дать ей «погулять на свободе», обвиняет родителей в безжалостности, напоминает, что она «хорошая, покорная, дотошная» работница.

Жизнь в чужом доме представляется ей тяжёлой, чужая родня – недоброй:»чужая-то сторонушка тоской изусеяна», «горючими слезами исполивана», чужие родители за всё бранят, журят:

Ступишь ли ногой –

Поглядят  все за тобой:

Махнёшь ли рукой –

Засмеются над тобой:

Молвишь ли словечко –

Передразнивать начнут:

Сядешь за стол –

Все куски во рту сочтут.

И подружечек не будет на чужой стороне. Она станет работницей, бесправной женой и матерью. Вот почему такие песни невесёлые.

Учитель. Третья группа ребят к сегодняшнему уроку провела исследовательскую работу: она исследовала художественную природу причётов. Какие же открытия сделали ваши одноклассники?

Ответ. Прочитав в книге «Обрядовая поэзия» причёты невесты, мы пришли к выводу, что в них есть символы, метафоры, метонимия , олицетворения. Предлагаем вам фрагмент причёта.

Слайд № 18.

- Какой художественный троп используется в причёте?

Как вышла воля вольная

За славное чисто поле, -

Ей попали три дороженьки:

Везут неволюшку великую.

Как спросила воля вольная

У великой-то неволюшки:

«Ты куда едешь, неволюшка?»

Отвечала ей неволюшка:

«Еду к душеньке, к красной девице…»

(ответ учащихся: олицетворение, волюшка и неволюшка разговаривают друг с другом.)

Слайд № 19.

- Какой художественный троп делает причёт таким поэтичным, задушевным?

  • Невеста – «белая лебедь», «кукушечка  сыроборная», «недозрелая ягодка», «травинка недоспелая».
  • Жених – «сокол ясный», «горностаюшко».
  • Отец – «крепка стена городовая».
  • Мать – «угревно красно солнышко».

(ответ учащихся: метафорические образы, которые переходят из песни в песню. Причёты благодаря им становятся более поэтичными, задушевными, трогают сердце.)

Учитель. Наблюдения, сделанные нашими литературоведами, очень интересны. Осталось лишь добавить, что послушать причитания невесты приходили со всей деревни. Девочек заблаговременно учили вопить. И если разочарованные слушательницы говорили, что невеста «вопить не умеет», то это было равнозначно тому, что невесту обвиняли в неумении прясть, шить или готовить.

Ко времени своей свадьбы невеста уже была подготовлена, обладала необходимыми знаниями, а если ещё обладала даром талантливого исполнителя, то могла посредством импровизации создавать свои высокохудожественные произведения, волнующие слушателей.

Нам известны выдающиеся исполнительницы причётов из Олонецкой губернии: И.Федосеева, А. Пашкова. К сожалению, у нас не сейчас возможности услышать причёт в их исполнении. Но песню, которая могла звучать на предсвадебной неделе мы услышим.

Слайд №20.

(Идёт прослушивание песни)

Заключение. Вот и подошёл к концу наш урок. Немало вы потрудились, чтобы узнать о свадебном обряде и обрядовой поэзии. Разумеется, что такую свадьбу играть современная молодёжь не будет.

Слайд № 21.

- Так надо ли «сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, прялки, расписанные пёстрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?..

Ответы учащихся.

Слайд № 22.

Учитель. Человек – это не бабочка, весело порхающая при солнце, не знающая о том, что было вчера, что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее.

Человек – сын своего времени и своей   страны. Чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории.

Е. Осетров.

 

Скачать презентацию к уроку



Библиографический список

  1. История культуры русского народа. А.В. Терещенко. – Москва: ЭКСМО, 2006.
  2. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Девичество. – Москва: Художественная литература, 1994.
  3. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. – Смоленск: Русич, 1995.
  4. Обрядовая поэзия. – Москва: Современник, 1989.
  5. Русская народная словесность. Автор – составитель Н.Н.Костанян. – Москва: Просвещение, 1994.

 

 

Обновлено (31.10.2011 09:42)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?